МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
(от греч. methodos — путь исследования, познания, logos — учение) — это те позиции, которые определяют назначение, направление и содержание всех ее исследований. Разработка М. и. п. позволяет определить объект и предмет исследования, цель и методы их изучения, выявить направления и задачи исследований, обосновать принципы раскрытия закономерностей в исследуемой области явлений, установить характер и место данного знания в системе наук. Объектом изучения в инженерной психологии является СЧМ, функционирующая в определенных условиях внешней среды. Более сложным является вопрос определения предмета инженерной психологии. В общем случае предмет определяет, какие стороны, закономерности объекта изучает данная наука. Это обусловлено тем, что у одного и того же объекта могут быть различные предметы исследования. Напр., такой объект, как человек, изучают разные науки: медицина, психология, биология и др. Каждая из этих наук, изучая различные стороны своего объекта, имеет свои предметы исследования. Для определения предмета необходимо ответить по крайней мере на три вопроса: 1) какие закономерности изучает наука? 2) почему возникает необходимость их изучения и какова готовность науки к этому изучению? 3) насколько специфичны эти закономерности и не изучаются ли они в других науках? Ответ на первый вопрос позволяет выявить вообще наличие предмета исследования, без этого никакая область знаний вообще не может считаться наукой. Ответ на второй вопрос показывает практическую потребность общества в данной науке, возможность и необходимость применения ее результатов в практической и теоретической деятельности людей. Ответ на третий вопрос необходим для выделения данной области знаний в самостоятельную науку. В противном случае эта область знаний будет всего лишь составной частью какой-либо другой науки. Анализ возможных ответов на данные вопросы позволяет сделать заключение о том, что предметом инженерной психологии является изучение закономерностей процессов информационного взаимодействия человека-оператора с современной техникой в рамках целостной СЧМ. Учет этих закономерностей необходим в практике проектирования (см. Инженерно-психологическое проектирование), производства и эксплуатации СЧМ. Конечной целью инженерно-психологических исследований является повышение эффективности СЧМ на основе рационального использования возможностей человека и техники. Из приведенного определения предмета инженерной психологии можно сделать выводы, что названные закономерности в других науках не изучаются, инженерная психология готова к их изучению, потребность общества в этом велика. Это дает основание считать инженерную психологию самостоятельной синтетической наукой, которая ассимилирует в себе данные как технических, так и психологических наук. Можно спорить о том, насколько удачен термин «инженерная психология», насколько точно он отражает предмет исследования, однако отнесение инженерной психологии только к психологическим или только к техническим наукам существенно сужает область ее исследований. Сформулированное определение предмета инженерной психологии позволяет определить направления ее исследований: методологическое, психофизиологическое, системотехническое, эксплуатационное (см. Инженерная психология). Решаемые при этом задачи могут быть теоретическими и практическими. Теоретические задачи связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе профессиональной деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с техникой. В инженерно-психологических исследованиях уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии. Практические задачи касаются согласования человека и техники как единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и- технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и техническими устройствами в СЧМ. Для решения перечисленных теоретических и практических задач инженерная психология использует широкий арсенал психологических, физиологических и математических методов (см. Методы инженерной психологии). Основными методологическими принципами инженерной психологии являются принципы гуманизации труда, активного оператора, проектирования деятельности, последовательности, комплексности. Основой для практической реализации этих принципов является применение системного подхода. Частным проявлением системного подхода в инженерной психологии является равнокомпонентный (равноэлементный) подход к исследованию процессов информационного взаимодействия человека и техники в СЧМ. Его отличительной чертой является то, что человек и машина рассматриваются как равноправные компоненты системы, подлежащие исследованию, анализу и проектированию; предпочтение одного из этих компонентов в ущерб другому нарушает принцип системности и не может гарантировать выполнение конечной цели инженерной психологии, достижение максимальной эффективности СЧМ.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ" в других словарях:

  • ПРЕДМЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — изучаемые инженерной психологией объективные законы окружающего нас мира. К ним относятся прежде всего закономерности информационного взаимодействия человека с техническими устройствами в единой СЧМ. Значение инженерной психологии определяется… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МЕТОДОЛОГИЯ —         (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений …   Философская энциклопедия

  • Факультет психологии СПбГУ — учебно научный центр, осуществляющий научные исследования, подготовку и переподготовку по психологии и педагогике. Содержание 1 История 2 Здание 3 Кафедры …   Википедия

  • Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета — …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ — отрасль психологии, предмет к рой процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также между людьми в системах управления. П.и. порождение современной научно технич. революции, преобразившей психологич. структуру… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Прижизненные публикации трудов Георгия Петровича Щедровицкого — Основная статья: Щедровицкий, Георгий Петрович При жизни Георгия Петровича Щедровицкого было опубликовано около 200 его трудов: монографий, статей (написанных самостоятельно или в соавторстве), а также книг, вышедших (или депонированных) под его… …   Википедия

  • Климов, Евгений Александрович — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Пископпель, Анатолий Альфредович — Анатолий Альфредович Пископпель (р. 1945, Москва)  российский методолог, член ММК, психолог, философ, редактор и издатель научной литературы, один из основных биографов Г. П. Щедровицкого. Кандидат психологических наук (1990),… …   Википедия

  • ОШАНИН — Дмитрий Александрович (1907 1978) российский психолог, специалист в области общей и инженерной психологии. Автор концепции предметного действия и оперативности психического отражения. Д р философии (1938), профессор (1946), д р психологических… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛОМОВ — Борис Фёдорович (28.1.1927, Нижний Новгород, 11.7.1989, Амстердам, похоронен в Москве), психолог, ч. к. АПН СССР (1965) и АН СССР (1976), дер пед. наук (1963), проф. (1964). После окончания отделения психологии ЛГУ (1951) работал там же; ученик Б …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»